🌲О ЦЕННОСТЯХ И «БОЛЬНОМ» ЛЕСЕ🐞 …
➡️Очень часто «специалисты», в том числе и без специального образования (как доктора без дипломов), берутся ставить горным ельникам на Мяо-Чане диагноз «больной» (крайне редко попадаются такие «знатоки» и среди отдыхающих, впервые попавшие в эти места).
🌲☘️Аянские ельники хребта Мяо-Чан можно считать реликтами тех эпох, когда климат на Земле был прохладным и более влажным. С изменением климатических условий эти леса должны были исчезнуть. И исчезли бы, кабы не горы, куда они отступили и укрылись в распадках.
🌏Если исчезнет этот лес, новый не вырастет точно. Просто уже нет тех климатических условий, в которых сформировались наши ельники (аянская ель – это вам не сибирская и не европейская елка, она очень капризная по требованиям к себе любимой).
👉А главная проблема – это эрозия почвы, особенно на крутых склонах. Она не способствует восстановлению леса. Примеров масса: оголенных вершин гор, на которых прошли сплошные рубки и пожары – в Хабаровском крае множество. Почва с них попросту смыта, сильнейшие ветра выдувают и семена, не способные зацепиться за обнаженную материнскую породу. Жуткое зрелище. Одной сотни лет не хватит, чтобы сформировалась новая почва, на которой бы поселились первые травки, кустарнички, а потом уже и деревья….
⛰️🌲А теперь представьте себе первозданный ельник, какой растет в горах Мяо-Чана. Он очень любит влажный воздух – здесь царят дожди, туманы, морось. С веток свисают бороды лишайника уснеи. Внутри полумрак. В таком лесу в пределах видимости всегда есть несколько разновеликих сушин. Стоять они могут не один десяток лет. Все зависит от того, насколько быстро будет разрушена макушка дерева. Как только она будет повреждена и в нее попадет влага – процесс разрушения ствола внутри будет идти быстрее.
💚В глаза обязательно бросятся великаны, которые являются мамками множества елей, что растут в округе (это так сказать семенной фонд). Причем, обратите внимание, молодь присутствует нескольких десятков поколений. Они соревнуются за право жить в лесу – конкуренция жесточайшая!
✌️И, конечно, бесчинствует в таком лесу валеж. Его бывает так много, что просто невозможно ходить. Приходится петлять в поисках удобного прохода.
🌲🌲🌲На валежине, покрытой мхом, растут маленькие разновеликие детки. Разрушаемая древесина создает для них идеальную питательную среду.
👉Так вот, все это – экологическая норма для горного ельника. Еще Арсеньев писал, что наша тайга «завалена буреломом». Опытные туристы и таежники не представляют ее иной. Еще в советские времена категории походов в дальневосточных лесах считались выше, чем в европейской части или в Сибири. А все из-за буреломов.
🕸️🐞🕷️🦗🐝🐜🐛🦋Упавшие валежины не один десяток лет точат естественные разрушители леса: бактерии, грибы, жуки, муравьи и пр. Они вовлекают в круговорот мертвую древесину и старые деревья.
🍃И абсолютной нормой в таких лесах являются сильные ветровалы. Именно они создают картину буреломности. Северо-западные ветра расшатывают хвойные великаны, у которых слабая поверхностная корневая система. На каменистом делювии почвенный покров очень тонкий и даже ребенок может раскачать и «положить» тонкое дерево в таких лесах.
🌱Но как оказалось, такой ветровал нужен этому лесу. На нем создаются условия для возобновления. В классическом лесоводстве есть выражение: «Ветровал – вспашка леса». Он нужен именно для нового возобновления лесов. В образующемся вывале дерева создается световое пятно. Оно не очень большое по площади. Да и не должно быть большим, иначе ультрафиолетовые лучи сожгут молодые почки темнохвойных пород. И именно в это пятно устремляются самые крепкие молодые ели, быстро занимая на время «освободившееся» пространство.
‼️Много гуляя по Мяо-Чану, мы часто встречаем огромные срубленные пни. Эти выборочные рубки проводили геологи для своих нужд с 1954 – 1990 годы, когда искали новые месторождения олова. Выборочная рубка леса не наносила вреда хвойной лесной экосистеме.
☑️Действующий Лесной кодекс предписывает в ельниках проведение только сплошных рубок и запрещает выборочные.
👎🏿Первозданному реликтовому ельнику все чаще навешивают ярлык - «больной». На официальном сайте Управления лесами по Хабаровскому краю такие «специалисты» пишут о важности проведения санитарных сплошных рубок якобы «с заботой об отдыхающих». Там же вывешены акты обследования лесов, согласно которым 865 га леса хребта Мяо-Чан признаны больным (это в 8 раз больше, чем вырубленная территория на Амуте).
‼️Конечно, не пишут про прибыльность «больного» леса, на котором кормится целая цепочка предприятий и за добычу которого государство еще и деньги платит в рамках государственного задания.
☑️Вот и все «ценности», которые необходимо знать про больной лес. Если убрать коммерческую составляющую «больного» леса – тогда лечить его будет просто не кому. Он просто снова станет здоров и очень даже привлекателен.
Фото1. Горный ельник с сушинами.
Фото 2. Сухостой, в котором успешно восстанавливается молодняк.
Фото 3. В так называемом вывале вырастают молодые деревья.
Фото 4. Пустошь на месте лесного пожара в верховьях ручья Первого. За 50 лет нет и признаков самовосстановления леса.